Грамотный подход к тренировкам и развитию новых навыков приводит к великолепному результату.
В этом нам поможет:
— 1 курс скорочтения 4 месяца (2-3 раза в неделю 60-90мин)
— 2 курс скорочтения 8 месяцев (2-3 раза в неделю 60-90мин)
Результат гарантирован при 100% посещении занятий.
Темы для обучения
Слоговая структура слова. Развитие слогового анализа и синтеза слов в игре.
Нарушение слоговой структуры слова- это одно из разнообразных нарушений речи
у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект речевого развития в том,
что ребенок испытывает трудности в произношении слов сложной слоговой структуры.
Нарушение слоговой структуры слов выявляется при логопедическом обследовании детей
с ОНР, но может быть также и у детей с ФФН.
Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения фонетической стороны
речи в литературе освещены недостаточно. В анамнезе детей, страдающих нарушением
слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и
появление первых слов в усеченной форме. Исходя из схемы системного развития нормальной
детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы
изучения детской речи», формирование слоговой структуры происходит по следующим этапам:
1г.3 мес.-1г.8мес. Ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова: га-га, ту-ту.
1г. 8 мес.-1г. 10 мес. Воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускаются
один из слогов: мако (молоко).
1г. 10 мес.-2г. 1 мес. В 3-сложных словах иногда еще опускается слог, чаще предыдущий:
кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4- сложных словах.
2г. 1 мес.-2г.3 мес. В многосложных словах чаще опускается предударные слоги, иногда приставки:
ципилась (зацепилась).
2г. 3 мес.- 3г. Слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
В случае патологии данные возрастные нарушения не исчезают к 3 годам из речи, а, наоборот,
приобретают ярко выраженный характер.
Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:
— правильно произносимые слова: мама, дай;
— слова- фрагменты: мако (молоко);
— слова- звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би;
— абрисы слов папата (лопата);
— слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняются у детей с патологией речевого развития на
протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой
звуко- слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская).
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из
приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.
О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного
вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.
Домашние задания к урокам
Инструкция входа к домашним заданиям:
Урок 1 | Урок 2 | Урок 3 | Урок 4 | Урок 5 | Урок 6 | Урок 7 |
Урок 8 | Урок 9 | Урок 10 | Урок 11 | Урок 12 | Урок 13 | Урок 14 |
Звуки раннего онтогенеза и звуки позднего онтогенеза.
К звукам позднего онтогенеза относятся те согласные звуки, которые не сразу становятся по подражанию у детей к 5-ти летнему возрасту: Ль, Л, С, Сь, З, Зь, Ц, Щ, Ч, Ш, Ж, Р, Рь.
А все остальное это звуки раннего онтогенеза это:
— гласные верхнего ряда А, О, У, Э, Ы
— гласные нижнего ряда Я, Е, Ю, Е, И
Согласные:
— губно-губные М, П, Б
— губно – зубные Ф, В
— заднеязычные Й, Х, К, Г
— переднеязычные Т, Д, Н
Звуки речи усваиваются детьми в следующем порядке:
1 – 2 года: А, О, У, Э, М, Б, П, К, Г, Х, Й
2 – 3 года: И, Ы, В, Ф, Д, Т, Н
3 – 5 лет: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ
4 – 6 лет: Л, Р
К концу дошкольного периода развития речи дети в норме овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Отступления от орфоэпических норм устной речи (отдельные фонетические и «грамматические» ошибки) не имеют стойкого фиксированного характера и при соответствующей коррекционно-педагогической работе достаточно быстро устраняются.
Далее, в школьный период речевого развития продолжается совершенствование речи детей, дети полностью овладевают звуковым анализом и синтезом, усваивают грамматические правила. На этом этапе формируется письменная речь.
Домашние задания к урокам
Инструкция входа к домашним заданиям:
Урок N1 | Урок N2 | Урок N3 | Урок N4 | Урок N5 | Урок N6 | Урок N7 |
Пути коррекции звукопроизношения.
Сигматизм свистящих звуков
Характеристика группы свистящих звуков. В группу свистящих входят звуки С, Сь, З, Зь и Ц (в транскрипции:[с], [с’], [з], [з’], [ц]).
Они отнесены к одной группе, так как имеют сходную артикуляцию. Например, звуки [с] и [з] отличаются лишь наличием-отсутствием голоса, звуки [с] и [с’] — дополнительным подъемом средней части языка. [С]: согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый;
[З]: согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый; [С’], [З’]: мягкие;
[Ц]: согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, твердый.
В группе свистящих звуков основой является артикуляция звука [с]. Этот звук является базовым для всей группы. Как произносится звук [с] в норме. Звук [с] — согласный, глухой, твердый. Парный ему по твердости-мягкости — звук [c’] («сь»). Парный по звонкости-глухости — звук [з]. При произнесении звука [с] органы артикуляции занимают следующее положение:
— губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
— зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
— кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
— боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
— спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;
— воздушная струя сильная, проходит осередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
— мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
— голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.
Постановка во многом зависит от видов сигматизмов свистящих.
Подготовительный этап. При отсутствии звука [c], работа начинается с формирования правильной артикуляции звука, вырабатываются: положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение распластывать язык; умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами, длительная, сильная воздушная струя, идущая по середине языка.
Межзубный: проводятся упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки языка; выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук [и], при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука [с].
Боковой: даются упражнения для распластывания языка, умения удержать его широким, укрепления боковых краев языка; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; при этом должны равномерно работать обе половинки языка, отрабатываются звуки [и, ф] (при последнем идет сильная воздушная струя, направленная посередине языка).
Носовой: вырабатывается умение удерживать распластанный широкий язык на нижней губе, умение направлять воздушную струю на кончик просунутого между губами (зубами) языка; умение удерживать широкий кончик 4 языка за нижними резцами; положение губ в улыбке с обнажением резцов; отрабатываются звуки [и, ф] и дифференциация звуков [ф — х] с использованием тактильных ощущений (при [ф] — струя воздуха узкая, прохладная; при [х] — широкая, теплая).
Губно-зубной парасигматизм: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки [с — ф] с использованием картинок-символов; проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вниз — вверх; выработке умения удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов, умения удерживать широкий кончик у нижних резцов, касаясь их; отрабатывается звук [и]; умение с напряжением произносить сочетание гласных [ие] (это способствует торможению движений вверх нижней губы, подготавливает нужную форму языка и направляет концентрированную воздушную струю).
Призубный: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки [с — т] с использованием картинок-символов; даются упражнения для выработки длительной, направленной воздушной струи; положения широкого кончика языка за нижними резцами; вырабатывается умение чередовать движения широкого языка вверх — вниз, касаясь корней верхних и нижних резцов; умения удерживать губы в улыбке; отрабатываются звуки [и, ф].
Шипящий: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки [с — ш]с использованием картинок-символов; вырабатываются умения: удерживать широкий язык за нижними резцами, чередовать движения широкого языка за нижние верхние зубы; удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; направлять воздушную струю посередине языка; чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъязычной уздечке (движения по дну рта вперед — назад); отрабатываются звуки [и, ф].
Примечание: при исправлении всех видов сигматизма звук [с] ребенку не называют, а заменяют называнием упражнения «Холодный ветер», чтобы не было соскальзывания на дефектный вариант прежнего стереотипа.
Домашние задания к урокам
Инструкция входа к домашним заданиям:
Задание N1 — звук З, Зь | Задание N2 — звук С, Сь | Задание N3 — звук Ц |
Характеристика шипящих звуков и их артикуляция.
К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.
Звук Ш.
Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:
• губы несколько выдвинуты вперед;
• кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
• боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
• голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
• воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.
Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.
Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.
Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш.
Домашние задания к урокам
Инструкция входа к домашним заданиям:
Урок N1 | Урок N2 | Урок N3 | Урок N4 |
Нарушения произношения звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’]
Нарушения при произношении звуков Л и Л’ называют ламбдацизмами. Звук может вовсе отсутствовать в речи, произноситься межзубно или с какими-то другими искажениями (Л произносится как [нг], произносится мягко, как [Л’] и т.д.).
Другой формой этого нарушения являются параламбдацизмы, для которых характерна замена на другие звуки. [Л] может заменяться на [Р], [У], [Ы], [В] и т.д.
Нарушения при произношении звуков Р и Р’ называют ротацизмами:
• Звук отсутствует.
• Горловое произношение (велярное или увулярное).
• Боковое (слышится [рл’]).
• Носовое (слышится [нг]).
• Одноударное.
• Р произносится мягко, как Р’.
Другой тип нарушения параротацизмы, т.е. замена звуков на другие. [Р] может меняться на [Л], [Д], [Г], [Ы],
[В], [Г] и т.д.Если эти нарушения присутствуют у ребенка в возрасте до 4,5-5 лет, то это может считаться
нормой (при условии нормального развития других компонентов речи). Если же проблемы встречаются после 5 лет, то это является весомым поводом для обращения к логопеду-дефектологу.
Правильная артикуляция звуков Р и Л
Артикуляция звука Р:
• Губы разомкнуты и обнажают зубы.
• Кончик языка в форме ложечки поднят и вибрирует у альвеол (при твердом Р) или у верхних зубов
(при мягком Р).
• Корневая часть языка опущена (при твердом Р) или поднята (при мягком Р).
• Нёбная занавеска поднята – она преграждает выход воздушной струи через нос.
• Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
• Напряжение выдыхаемой струи воздуха достаточно сильное.
Артикуляция звука Л:
• Положение губ зависит от последующих гласных звуков.
• Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны.
• Между краями языка и коренными зубами есть щель, через которую будет проходить воздушная струя.
• Корневая часть при произношении Л приподнята (язык в форме седла), при произношении Л’ – опущена,
приподнята передняя средняя часть спинки языка.
• Нёбная занавеска поднята и преграждает выход струи воздуха через нос.
• Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Артикуляция сонорных звуков
Постановка сонорных звуков – это сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Важна четкая последовательность действий – от простого к сложному. Начинать нужно с подготовительных мероприятий, которые являются своеобразной базой для последующей работы.
На начальном этапе проводятся различные упражнения артикуляционной гимнастики, направленные на развитие подвижности губ, языка, направленной воздушной струи т.д.
Вот несколько примеров таких упражнений:
• «Улыбка – трубочка». Нужно поставить верхние резцы на нижние, растянуть губы в улыбке, обнажив
все зубы. Такое положение нужно удерживать в течение 3-5 секунд. Затем вытянуть губы трубочкой,
удерживая в таком положение те же 3-5 секунд. Повторять переключение между позициями нужно
5-7 раз. Важно следить за тем, чтобы в процессе переключения зубы не сдвигались и не размыкались.
• «Футбол». Необходимо вытянуть губы трубочкой и продолжительно дуть на шарик из ваты, который лежит
на столе перед ребенком. Цель – загнать «мяч» в импровизированные ворота (можно сделать из больших
кубиков). Загонять шарик нужно на одном выдохе, при этом нужно следить, чтобы щеки не раздувались.
• «Грибок». Раздвинуть губы в улыбке, обнажив зубы, затем приоткрыть рот и, прижав широкий язык к нёбу,
широко открыть рот. Такое упражнение лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как
формируется импровизированный «гриб» (язык – это тонкая шляпка гриба, растянутая подъязычная
связка – его ножка).
• «Качели». Необходимо улыбнуться, обнажив зубы, приоткрыть рот, затем положить широкий язык за нижние
зубы (с внутренней стороны). Такое положение нужно удерживать под счет от 1 до 5. Затем поднимаем
широкий язык на верхние резцы (с внутренней стороны) и удерживаем под счет от 1 до 5. Положение нужно
менять 4-5 раз.
• «Чистим зубы». Открываем рот и кончиком языка «чистим» верхние резцы с внутренней стороны, делая
движения из стороны в сторону. При этом губы должны быть растянуты в улыбке, нижние и верхние зубы
обнажены. Нижняя челюсть не должна двигаться – только язык.
• «Гармошка». Губы растянуты в улыбке, рот приоткрыт. Нужно приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка,
закрывать и открывать рот. Нужно следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
Занятия по постановке сонорных звуков должны проводиться по определенной системе. Важно постепенно увеличивать сложность, не переходя к следующему этапу, пока предыдущий полностью не отработан. Важно отметить, что занятия нужно проводить и в домашней обстановке, чтобы добиться скорейшего результата. Необходимо постоянно консультироваться со специалистом, чтобы отслеживать динамику.
Домашние задания к урокам
Инструкция входа к домашним заданиям:
Урок N1 | Урок N2 | Урок N3 | урок N4 |
Дифференциация аффрикатов
Дифференциация звуков – этап в коррекционной работе с детьми по
формированию правильного звукопроизношения,который направлен на умение
различать определенный звук от близких по звучанию или по способу и месту
образования.
Нарушение дифференциации фонем проявляется в не усвоении букв, в заменах
фонетически близких звуков при чтении.
Дифференциация звуков у логопатов проводится с опорой на анализаторы:
речеслуховой, зрительный, речедвигательный, кинестетический. Использование
этих анализаторов определяется характером нарушения.
У многих логопатов замены обусловлены нечеткостью фонематических процессов и
представлений о звуках. У большинства ведущим нарушением является слуховая
дифференциация. Поэтому работу по дифференциации звуков логопед начинает с
опоры на более сохранное зрительное восприятие, кинестетические ощущения и
тактильные, которые получаем от органов артикуляции во время произношения
звуков.
Использование кинестезии при дифференциации аффрикатов часто требуется
предварительная работа по развитию и уточнению кинестетических ощущений с
опорой на тактильные и зрительные ощущения у ребенка. Способность
кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению
положения различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во
время произношения звуков речи. Предварительная работа по
кинестетических ощущений подготавливает детей к осуществлению слуховой
дифференциации звуков речи. В логопедической работе необходимо учитывать,
что совершенствование слухового различения звуков будет успешнее в том случае,
если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и
синтеза. Чем более точно представляет ребенок звуковую структуру слова,
мес-то каждого звука в слове, тем более четко определяет он характер звука,
тем правильнее дифференцирует звуки речи. Развитие функции фонематического
анализа способствует, таким образом, совершенствованию звукопроизноси-тельной
дифференциации.
К числу довольно распространённых взаимозамен относится смешение аффрикатов:
[ц] – [ч], [ч] – [щ].
Причин возникновения нарушений произношения звуков [ч] и [щ] несколько.
Первая — едва различимая на слух общая составляющая этих звуков: звук [ш],
входящий и в звук [ч], и в звук [щ]. Вторая — едва ощутимое движение кончика
языка вверх и касание боковых зубов при произнесении звука [ч].
Звуки [ч] и [ц] — смычные, каждый из этих звуков образуется путем слияния двух
звуков: для звука [ч] — это [т + ш], а для звука [ц] — это [т + с].
Смешивая эти звуки, дети просто не чувствуют разницу в произношении, которая
приводит к тому, что вместо двух звуков ребенок произносит только один.
Одна из главных причин подобных нарушений лежит в нарушении или снижении слуха,
что препятствует различению звуков в спонтанной речи (фонематическое восприятие).
Причина может крыться и в нарушении подвижности языка, в неправильном прикусе
или посадке зубов. Обычно в таких случаях ребенок знает, как правильно произносить
звуки, но не может их произнести без стоматологического или ортодонтического лечения.
Домашние задания к урокам
Инструкция входа к домашним заданиям:
Задание N1 | Задание N2 | Задание N3 |
Чтение – это сложный психических процесс, в котором задействованы память,
внимание, воображение и мышление.
Требуется координация работы полушарий, мы должны включить в работу правое
и левое полушарие, создать новые нейронные цепочки (все упражнения направлены на это).
Работа чтения на уроке максимум 10 минут, развиваем навык так, чтобы он
сформировался качественно и без ошибки.
Готовность к обучению чтению:
— хорошо сформированная речь, ребенок говорит свободно предложениями и связными фразами;
— хорошо ориентируется в пространстве, знает, где право, лево, верх, низ
(может легко ориентироваться в книге);
— возраст 4-5-6 лет, присутствует интерес к буквам и словам.
Скорочтение
Рабочая тетрадь необходима для выполнения практических заданий.
Инструкция:
1. Выберите возраст обучающегося.
2. Найдите нужную часть рабочей тетради.
3. Скачайте её, распечатайте (односторонняя печать) и для удобства прошейте пружиной.
Инструкция входа к домашним заданиям:
Урок для возраста 4-5 лет | Урок для возраста 6-7 лет | Урок для возраста 8-9лет | Урок для возраста 10-12лет | Дополнительный материал |
© Сайт учителя-логопеда КалининойТ.Н. |
Материалы сайта носят информационный характер